Top.Mail.Ru

Парадиз на Варшавке

____________

08.01.2001
Источник: 
Территория ЮО

____________

Историю Московского еврейского театра следует отсчитывать, вероятно, с убийства Михоэлса в 1948 году. Через год убили и его театр. Далее - антракт до 1976 года. Именно тогда при Москонцерте был оформлен Московский еврейский музыкально-драматический ансамбль. Каркас его составляли когда-то молодые артисты трулпы Микоэлса. Просуществовал ансамбль до 1988 года. В те времена на руинах былого кинотеатра "Луч" ( ранее - "Варшава") существовала репетиционная база Москонцерта. Вот на ее-то ниве и трудились еврейские служители Мельпомены. В октябре 1988 гада ансамблю придали статус театра. Учредителем стал Комитет культуры г.Москвы. Главным режиссером стал и по сей день остается Александр Семенович Левенбук. 

От изначального состава сегодня в театре осталось всего три актера. Свой первый спектакль театр выпустил в октябре 1988-го. Это был "Поезд за счастьем" Аркадия Хайта. Сказать, что был аншлаг - значит не сказать ничего, или очень мало. Народ давился прямо от метра "Варшавская". Еще то получилось счастье, учитывая сто восемьдесят два легитимных места в зале. Но это был не только "глоток свободы". Театр вполне уверенно заявил о себе, как о серьезной творческой единице с самых первых шагов без повадка и намордника. Уже в 1989 году "Заколдованный театр" того же Аркадия Хайта, написанный в соавторстве с Феликсом Канделем, был признан лучшим спектаклем года всея СССР. За недолгое время своего существования "Шалом" дважды выезжал в Штаты и Германию, точнее - один раз в ФРГ и один раз - уже в Германию. Трижды посетил "землю обетованную". Получил 16 аншлагов в Лондоне, побывал в Бельгии, Румынии и Канаде. Если взять отечественную географию, то вам не хватит пальцев, начиная с Сибири. Ну, что - начнем, пожалуй? Загибайте пальчики: Омск, Томск, Новосибирск, Тюмень, Ижевск, Архангельск, Оренбург, Ярославль, Петербург, Киев, Сочи и Одесса. Разувайтесь, пожалуйста - впереди еще Латвия и Литва. Кстати, об Оренбурге. С 1991 года, не без пагубного московско-еврейского театрального влияния там проходит ежегодный Еврейский фестиваль искусств. В 2000-м прошел уже восьмой, один год пропустили. Учитывая то, что во всем городе и области едва наберется с две тысячи лиц искомой национальности - явление незаурядное. 

Знатоки утверждают, что с уходом старого состава из театра исчез некий местечковый шарм, какая-та аура подлинно национальная. Действительно, спектакли идут на русском и мало кто из действующего ныне актерского состава говорит на идиш. Действительно, в национальном отношении "Шалом" театр скорее интернациональный, нежели еврейский. Но все равно все та, что здесь делают - прекрасно. По слову, мысли и духу. 

Вернемся, собственно, к самому театру. 27 января здесь состоялась премьера спектакля "Блуждающие звезды" по мотивам Шолом-Алейхема. Таки-да, это была премьера. Если вас там не было, вам должно быть жаль. Хотя спектакль в репертуаре, и в начале февраля он тоже идет премьерным показом, первый раз - это все-таки первый. Но все равно центральный дуэт Юлии Лобановой и Дмитрия Новицкого равнодушным вас не оставит. Даже на сотом прогоне. Когда же вас не тронет игра Натальи Гарус, то мне дважды жаль за ваших родителей. А уж если и ребе в исполнении Дениса Некрасова не потрясет вас до слез, то непонятно - зачем вообще Господь вас сделал зрячим?