Top.Mail.Ru

"Мадам Роза"

____________

21.05.2011
Источник: 
Журнал "Алеф"

____________

В театре «Шалом» премьера: «Мадам Роза» – пьеса Николая Коляды по книге Эмиля Ажара «Вся жизнь впереди!». Постановка и сценография Визмы Витолс. У Визмы Витолс много постановок в театре «Шалом»: и мюзиклы, и драмы, и трагедии, и взрослые и детские спектакли. Но это – особая.

Существует точка зрения, что режиссер должен умирать в актере. Но Визма живет в каждом из них. И все актеры в спектакле интересны. Молодая и жизнерадостная Светлана Свибильская в роли умирающей мадам Розы. Зрелый и мужественный Максим Солопов в роли четырнадцатилетнего Момо. Сыгравший множество ролей Григорий Каганович в совершенно новом для себя образе доктора Каца. Спокойный Валерий Парсаев в роли неврастеника Кадира. И Александр Толмачев в роли Лолы.

Все гармонично в спектакле. Сценография блестяще придумана и стильно выстроена. Опираясь на экранное пространство, которое смело создается висящей на веревке обыкновенной белой простыней, мы то переносимся в жаркую пустыню, ко львам, о встрече с которыми мечтает мальчик, то оказываемся в страшном концентрационном лагере, изменившем представления героини о жизни. Так просто (а, как известно, все гениальное просто) раздвигаются границы спектакля, вовлекая в действие весь мир, постоянно меняя обстановку и даря нам неожиданные сюрпризы. Все многочисленные перестановки декораций и реквизита делает Малыш Момо (убедительный Максим Солопов). Он делает их точно и органично. Так, будто это не замысел постановщика, а продолжение роли, ее реплики, жесты, вдохи и выдохи.

Таким образом, в спектакле все связано между собой: актеры, их костюмы, декорации, музыка, свет. Наверное, это и рождает ощущение цельного художественного высказывания, которое вызывает желание смотреть спектакль, думать о нем и размышлять над ним. К этому и стремится современный театр. Один рецензент назвал спектакль гениальным, другой – талантливым. На мой взгляд, он глубоко человечен. Человечен, потому что говорит о вечных ценностях. Потому что нет ничего нужнее в жизни, чем любовь и доброта. И я, как зритель, забываю о своей профессии режиссера, вместе со всеми смеюсь и плачу и вижу, что «Возлюби ближнего» — не только прекрасный призыв, но наша возможность оправдать свой приход в этот мир. Только надо любить, надо любить, надо любить... И это никогда не поздно. Вне зависимости от возраста у нас «вся жизнь впереди». Спасибо, мадам Роза! Браво, мадам Визма!

Журнал «Алеф» № 1009, май 2011
Галина Евтушенко