О театре
Основатель: Алексей Грановский
Художественные руководители: Алексей Грановский, Соломон Михоэлс, Вениамин Зускин, Беньямин Шварцер, Феликс Берман, Иосиф Рыклин, Яков Губенко, Александр Левенбук, Олег Липовецкий
Театр «Шалом» — единственный профессиональный еврейский театр в стране. В истории театра можно выделить несколько важных вех, которые разорваны во времени, но выстраиваются в единую линию – начиная с ГОСЕТа.
ГОСЕТ (1919 – 1949)
Театр «Шалом» начинает свой отсчёт театральных сезонов с 1 января 1921 года – в этот день официально началась сценическая история Государственного еврейского театра в Москве. В первом помещении театра на 90 мест по адресу Большой Чернышевский переулок, 12 (сейчас Вознесенский переулок) был показан спектакль «Вечер Шолом-Алейхема» в постановке Алексея Грановского, художник – Марк Шагал. Шагал также расписал помещение театра, самое большое и известное панно называется «Введение в еврейский театр».
Московскому периоду театра предшествовал петроградский: режиссёр Грановский (Азарх), окончивший Мюнхенскую театральную академию и прошедший стажировку у одного из крупнейших режиссёров и театральных реформаторов XX века Макса Рейндхардта, в 1918 году объявил о наборе в Еврейскую театральную студию при Театральном отделе Наркомпроса. В июле 1919 года Еврейский камерный театр (студия) открылась гастролями в помещении Малого театра. Репертуар нескольких вечеров составляли спектакли «Слепые» Мориса Метерлинка, «Грех», «Зимою», «Амнон и Томор» Шолома Аша, «Строитель» Соломона Михоэлса», «Уриэль Акоста» Карла Гуцкова. Осенью 1919 года в Петроград приехал один из руководителей Еврейской студии в Москве Абрам Эфрос, после переговоров с Грановским и в уже ставшим премьером театра Михоэлсом принимается решение о переезде театра в Москву, где в тот момент есть и другой еврейский театр – «Габима», работающий на иврите и пользующийся покровительством Станиславского.
Московская премьера Государственного Еврейского камерного театра (ГОСЕКТа) была неоднозначно воспринята критикой, однако во многом определила его художественную политику трагического гротеска старого еврейского местечка. Уже в первом спектакле внимание на себя обратил Соломон Михоэлс, в следующей редакции спектакля в части «С’алигн» дебютирует его постоянный в будущем партнёр по сцене Вениамин Зускин, а художником эпизода станет Натан Альтман, оформивший потом ни один спектакль ГОСЕТа.
9 апреля 1922 года Еврейский театр переехал в помещение на Малой Бронной со зрительным залом на 500 мест, где работал до закрытия в 1949-м (сейчас здесь располагается Московский драматический театр на Малой Бронной). До 1924 года театр работал под названием ГОСЕКТ (Государственный еврейский камерный театр). По признанию современников, лучшими спектаклями периода руководства Алексея Грановского были «Колдунья» А. Гольдфадена (1922), «200 тысяч» по Шолом-Алейхему (1923), «Три еврейских изюминки», композиция по театральным пародиям И. Добрушина и Н. Ойслендера (1924), «Ночь на старом рынке» И.-Л. Переца (1925), «Путешествие Вениамина III» М. Мойхера-Сфорима (1927), «Человек воздуха» Шолом-Алейхема (1928). Театр работал с художниками Исааком Рабиновичем, Робертом Фальком.
В 1928 году Грановский принял решение не возвращаться в СССР после зарубежных гастролей ГОСЕТа. Художественным руководителем театра стал Соломон Михоэлс, который привлёк к работе в театр художника Александра Тышлера, режиссёра Сергея Радлова и др.
В 1930 году при ГОСЕТе было открыто Еврейское театральное училище. Театр обратился к пьесам национальных советских драматургов на исторические и современные темы из жизни еврейского народа: «Глухой» Д. Бергельсона (1930), «Семья Овадис» П. Маркиша (1937), «Бар Кохба» Ш. Галкина (1938) и др. Ставилась также и национальная классика: «Суламифь» по Гольдфадену (1937); «Тевье-молочник» (1938) и «Блуждающие звезды» (1941) по Шолом-Алейхему. Большое значение для этого периода имел спектакль «Король Лир» Шекспира в постановке Радлова (1935; художник А. Тышлер, Лир — Михоэлс, Шут — Зускин), Сталинской премией была отмечена постановка «Фрейлехс» (1945) – композиция из еврейского музыкального фольклора, составленная заведующим литературной частью театра З. Шнеером в постановке Михоэлса.
В 1948 году после убийства Соломона Михоэлса меньше чем на год художественное руководство перешло к Вениамину Зускину. В декабре 1948 года он был арестован (впоследствии расстрелян), как и многие члены расформированного Еврейского антифашистского комитета — в рамках «борьбы с космополитизмом». Последним художественным руководителем ГОСЕТа стал Беньямин Шварцер. Театру было отказано в государственном финансировании, начались аресты среди еврейской интеллигенции, работе театра чинились препятствия со стороны власти. С июля 1949 года газеты прекратили печатать объявления о спектаклях. В декабре 1949-го театр закрыли по причине «непосещаемости». В том же году еврейские театры были ликвидированы по всей стране.
МЕДА (1962 – 1988)
Осенью 1962 года при Москонцерте был создан Московский еврейский драматический ансамбль, художественным руководителем которого стал Беньямин Шварцер, в состав ансамбля вошли некоторые артисты ГОСЕТа. Первое представление, подготовленное труппой, состояло из двух отделений: первого акта спектакля «Тевье-молочник» по Шолом-Алейхему и концертного отделения, в котором актёры читали произведения И. Л. Переца, Ш. Галкина, М. Тейфа, И. Фефера, Х. Бейдера, А. Вергелиса.
Ансамбль продолжил традиции театра Михоэлса, в том числе несмешения диалектов, была восстановлена часть спектаклей из прошлого репертуара. К 1973 году назрела необходимость перемен в работе МЕДА. Поиск новых театральных форм был характерен в целом для театральной Москвы того периода, кроме того, молодой зритель уже с трудом понимал еврейскую речь. Новый художественный руководитель режиссер Феликс Берман поставил в МЕДА спектакль по повести Шолом-Алейхема «Заколдованный портной» (художник Г. Перкель, композитор Е. Рохлин), где полноправным действующим лицом стал включённый с этого момента в состав МЕДА инструментальный ансамбль под руководством П. Салимана-Владимирова.
В 1975 году художественным руководителем театра стал Иосиф Рыклин. Из ансамбля ушла часть ведущих артистов, были приняты новые актёры. Началась работа над музыкальным спектаклем «Гершеле Острополер» по М. Гершензону, в музыкальном оформлении Е. Рохлина (в довоенной постановке ГОСЕТа звучала музыка Л. Пульвера). Сценография – Г. Перкель. Премьера спектакля состоялась в 1978 году.
Как пишет Еврейская энциклопедия, и «Заколдованный портной», «Гершеле Острополер» стали событием в период почти тотального запрета еврейской культуры в Советском Союзе.
В 1980 году художественным руководителем ансамбля был назначен режиссёр Яков Губенко. Первой его работой стал спектакль по пьесе А. Борщаговского «Дамский портной» на русском языке, идиш звучал только в некоторых сценах (музыка В. Терлецкого, художник А. Бомштейн, хореограф Е. Матвеева). С этого момента театр стал двуязычным.
ШАЛОМ (с 1988 года)
Летом 1986 года МЕДА был преобразован в Московский еврейский драматический театр-студию и впервые после ликвидации еврейских культурных институтов получил постоянное помещение в бывшем кинотеатре «Луч» на Варшавском шоссе.
В 1987 году художественном руководителем был назначен Александр Левенбук. В 1988 году театр-студия была переименована в Московский еврейский театр «Шалом». К этому времени в Москве стало мало зрителя, который понимал бы идиш, поэтому, театр перешёл на русский язык.
Первым спектаклем «Шалома» стал «Поезд за счастьем» по пьесе Аркадия Хайта. Спектакль – панорама еврейской жизни в стране от первых десятилетий XX века и до современности: советские евреи впервые говорили вслух о подавлении еврейской культуры, гонениях советского периода и «кадровом» антисемитизме. Спектакли театра: «Танец маленьких Бронштейнов» Б. Косвина, «Новеллы Севелы» по мотивам произведений Эфраима Севелы, «Янкель, Таке и Кадыр» (драматург В. Й. Попа, режиссер В. Магонет), «Пол-Нью-Йорка — мы родня» (автор Борис Рацер, постановка В. Витолс, художественный руководитель постановки А. Левенбук) и др.
В 2014 году театр был закрыт на ремонт, который продолжался в течение 8 лет. Всё это время труппа играла спектакли на разных, часто не специализированных площадках, репертуар практически не обновлялся.
В 2021 году – с первой московской премьеры ГОСЕТа прошло сто лет – в «Шаломе» произошла перезагрузка. Художественным руководителем театра был назначен Олег Липовецкий, которому вместе с новой менеджерской командой меньше, чем за два сезона, удалось вернуть театр после затянувшегося кризиса на театральную карту Москвы и России в целом.
Художественные руководители: Алексей Грановский, Соломон Михоэлс, Вениамин Зускин, Беньямин Шварцер, Феликс Берман, Иосиф Рыклин, Яков Губенко, Александр Левенбук, Олег Липовецкий
Театр «Шалом» — единственный профессиональный еврейский театр в стране. В истории театра можно выделить несколько важных вех, которые разорваны во времени, но выстраиваются в единую линию – начиная с ГОСЕТа.
ГОСЕТ (1919 – 1949)
Театр «Шалом» начинает свой отсчёт театральных сезонов с 1 января 1921 года – в этот день официально началась сценическая история Государственного еврейского театра в Москве. В первом помещении театра на 90 мест по адресу Большой Чернышевский переулок, 12 (сейчас Вознесенский переулок) был показан спектакль «Вечер Шолом-Алейхема» в постановке Алексея Грановского, художник – Марк Шагал. Шагал также расписал помещение театра, самое большое и известное панно называется «Введение в еврейский театр».
Московскому периоду театра предшествовал петроградский: режиссёр Грановский (Азарх), окончивший Мюнхенскую театральную академию и прошедший стажировку у одного из крупнейших режиссёров и театральных реформаторов XX века Макса Рейндхардта, в 1918 году объявил о наборе в Еврейскую театральную студию при Театральном отделе Наркомпроса. В июле 1919 года Еврейский камерный театр (студия) открылась гастролями в помещении Малого театра. Репертуар нескольких вечеров составляли спектакли «Слепые» Мориса Метерлинка, «Грех», «Зимою», «Амнон и Томор» Шолома Аша, «Строитель» Соломона Михоэлса», «Уриэль Акоста» Карла Гуцкова. Осенью 1919 года в Петроград приехал один из руководителей Еврейской студии в Москве Абрам Эфрос, после переговоров с Грановским и в уже ставшим премьером театра Михоэлсом принимается решение о переезде театра в Москву, где в тот момент есть и другой еврейский театр – «Габима», работающий на иврите и пользующийся покровительством Станиславского.
Московская премьера Государственного Еврейского камерного театра (ГОСЕКТа) была неоднозначно воспринята критикой, однако во многом определила его художественную политику трагического гротеска старого еврейского местечка. Уже в первом спектакле внимание на себя обратил Соломон Михоэлс, в следующей редакции спектакля в части «С’алигн» дебютирует его постоянный в будущем партнёр по сцене Вениамин Зускин, а художником эпизода станет Натан Альтман, оформивший потом ни один спектакль ГОСЕТа.
9 апреля 1922 года Еврейский театр переехал в помещение на Малой Бронной со зрительным залом на 500 мест, где работал до закрытия в 1949-м (сейчас здесь располагается Московский драматический театр на Малой Бронной). До 1924 года театр работал под названием ГОСЕКТ (Государственный еврейский камерный театр). По признанию современников, лучшими спектаклями периода руководства Алексея Грановского были «Колдунья» А. Гольдфадена (1922), «200 тысяч» по Шолом-Алейхему (1923), «Три еврейских изюминки», композиция по театральным пародиям И. Добрушина и Н. Ойслендера (1924), «Ночь на старом рынке» И.-Л. Переца (1925), «Путешествие Вениамина III» М. Мойхера-Сфорима (1927), «Человек воздуха» Шолом-Алейхема (1928). Театр работал с художниками Исааком Рабиновичем, Робертом Фальком.
В 1928 году Грановский принял решение не возвращаться в СССР после зарубежных гастролей ГОСЕТа. Художественным руководителем театра стал Соломон Михоэлс, который привлёк к работе в театр художника Александра Тышлера, режиссёра Сергея Радлова и др.
В 1930 году при ГОСЕТе было открыто Еврейское театральное училище. Театр обратился к пьесам национальных советских драматургов на исторические и современные темы из жизни еврейского народа: «Глухой» Д. Бергельсона (1930), «Семья Овадис» П. Маркиша (1937), «Бар Кохба» Ш. Галкина (1938) и др. Ставилась также и национальная классика: «Суламифь» по Гольдфадену (1937); «Тевье-молочник» (1938) и «Блуждающие звезды» (1941) по Шолом-Алейхему. Большое значение для этого периода имел спектакль «Король Лир» Шекспира в постановке Радлова (1935; художник А. Тышлер, Лир — Михоэлс, Шут — Зускин), Сталинской премией была отмечена постановка «Фрейлехс» (1945) – композиция из еврейского музыкального фольклора, составленная заведующим литературной частью театра З. Шнеером в постановке Михоэлса.
В 1948 году после убийства Соломона Михоэлса меньше чем на год художественное руководство перешло к Вениамину Зускину. В декабре 1948 года он был арестован (впоследствии расстрелян), как и многие члены расформированного Еврейского антифашистского комитета — в рамках «борьбы с космополитизмом». Последним художественным руководителем ГОСЕТа стал Беньямин Шварцер. Театру было отказано в государственном финансировании, начались аресты среди еврейской интеллигенции, работе театра чинились препятствия со стороны власти. С июля 1949 года газеты прекратили печатать объявления о спектаклях. В декабре 1949-го театр закрыли по причине «непосещаемости». В том же году еврейские театры были ликвидированы по всей стране.
МЕДА (1962 – 1988)
Осенью 1962 года при Москонцерте был создан Московский еврейский драматический ансамбль, художественным руководителем которого стал Беньямин Шварцер, в состав ансамбля вошли некоторые артисты ГОСЕТа. Первое представление, подготовленное труппой, состояло из двух отделений: первого акта спектакля «Тевье-молочник» по Шолом-Алейхему и концертного отделения, в котором актёры читали произведения И. Л. Переца, Ш. Галкина, М. Тейфа, И. Фефера, Х. Бейдера, А. Вергелиса.
Ансамбль продолжил традиции театра Михоэлса, в том числе несмешения диалектов, была восстановлена часть спектаклей из прошлого репертуара. К 1973 году назрела необходимость перемен в работе МЕДА. Поиск новых театральных форм был характерен в целом для театральной Москвы того периода, кроме того, молодой зритель уже с трудом понимал еврейскую речь. Новый художественный руководитель режиссер Феликс Берман поставил в МЕДА спектакль по повести Шолом-Алейхема «Заколдованный портной» (художник Г. Перкель, композитор Е. Рохлин), где полноправным действующим лицом стал включённый с этого момента в состав МЕДА инструментальный ансамбль под руководством П. Салимана-Владимирова.
В 1975 году художественным руководителем театра стал Иосиф Рыклин. Из ансамбля ушла часть ведущих артистов, были приняты новые актёры. Началась работа над музыкальным спектаклем «Гершеле Острополер» по М. Гершензону, в музыкальном оформлении Е. Рохлина (в довоенной постановке ГОСЕТа звучала музыка Л. Пульвера). Сценография – Г. Перкель. Премьера спектакля состоялась в 1978 году.
Как пишет Еврейская энциклопедия, и «Заколдованный портной», «Гершеле Острополер» стали событием в период почти тотального запрета еврейской культуры в Советском Союзе.
В 1980 году художественным руководителем ансамбля был назначен режиссёр Яков Губенко. Первой его работой стал спектакль по пьесе А. Борщаговского «Дамский портной» на русском языке, идиш звучал только в некоторых сценах (музыка В. Терлецкого, художник А. Бомштейн, хореограф Е. Матвеева). С этого момента театр стал двуязычным.
ШАЛОМ (с 1988 года)
Летом 1986 года МЕДА был преобразован в Московский еврейский драматический театр-студию и впервые после ликвидации еврейских культурных институтов получил постоянное помещение в бывшем кинотеатре «Луч» на Варшавском шоссе.
В 1987 году художественном руководителем был назначен Александр Левенбук. В 1988 году театр-студия была переименована в Московский еврейский театр «Шалом». К этому времени в Москве стало мало зрителя, который понимал бы идиш, поэтому, театр перешёл на русский язык.
Первым спектаклем «Шалома» стал «Поезд за счастьем» по пьесе Аркадия Хайта. Спектакль – панорама еврейской жизни в стране от первых десятилетий XX века и до современности: советские евреи впервые говорили вслух о подавлении еврейской культуры, гонениях советского периода и «кадровом» антисемитизме. Спектакли театра: «Танец маленьких Бронштейнов» Б. Косвина, «Новеллы Севелы» по мотивам произведений Эфраима Севелы, «Янкель, Таке и Кадыр» (драматург В. Й. Попа, режиссер В. Магонет), «Пол-Нью-Йорка — мы родня» (автор Борис Рацер, постановка В. Витолс, художественный руководитель постановки А. Левенбук) и др.
В 2014 году театр был закрыт на ремонт, который продолжался в течение 8 лет. Всё это время труппа играла спектакли на разных, часто не специализированных площадках, репертуар практически не обновлялся.
В 2021 году – с первой московской премьеры ГОСЕТа прошло сто лет – в «Шаломе» произошла перезагрузка. Художественным руководителем театра был назначен Олег Липовецкий, которому вместе с новой менеджерской командой меньше, чем за два сезона, удалось вернуть театр после затянувшегося кризиса на театральную карту Москвы и России в целом.